понедельник, 1 февраля 2010 г.

Мир и бог


"Теист верит в сверхъестественный разум, который, помимо своей главной работы по первоначальному творению Вселенной, продолжает находиться в ней, чтобы наблюдать за дальнейшей судьбой своего творения и оказывать на нее воздействие. Во многих теистических системах божество глубоко вовлечено в людские деяния. Оно отвечает на молитвы, прощает или наказывает грехи, совершая чудеса, вмешивается в ход событий, печется о хороших и дурных деяниях и знает, когда мы их совершаем (или даже помышляем совершить).


Деист также верит в сверхъестественный разум, но деятельность этого разума ограничена созданием законов, определяющих развитие и работу Вселенной. Далее деистический бог в ход мироздания не вмешивается, и уж конечно он не заинтересован в делах людей.


Пантеисты совсем не верят в сверхъестественного бога; они используют термин "бог" в качестве не имеющего сверхъестественной нагрузки синонима природы, или Вселенной, или проявляющейся в ее работе гармонии.


Деисты отличаются от теистов тем, что их бог не отвечает на молитвы, не интересуется грехами и исповедями, не читает наши мысли и не вмешивается в жизнь, совершая по своему усмотрению чудеса.
Деисты отличаются от пантеистов тем, что деистический бог представляем собой своего рода космический разум, а не метафорический или поэтический синоним вселенской гармонии.
Пантеизм - это приукрашенный атеизм. Деизм - сильно разжиженный теизм."

Ричард Докинз "Бог как иллюзия"


Интересно, что теизм происходит от греч. "Θεός" - бог; а деизм - от  лат. "deus" - бог.

Комментариев нет:

Отправить комментарий