воскресенье, 28 ноября 2010 г.

Все началось с того, что наши эйчары кинули в народ замануху про поездку на выходные в Закарпатье. Нам как раз надоело трясти жиром в столице, вот мы и подались на эту провокацию. Официально этот мини-тур назывался "Закарпатское Божоле" (божоле суть молодое вино), но мы его сразу переименовали в "Закарпатское Божевилля". Главной подоплекой тура была, разумеется, дегустация вин и купание в термальном источнике, на втором плане были единение с природой и посещение закарпатских замков. Вообще, наш маршрут был таким: Киев-Львов-Ужгород-Мукачево-замки и обратно.

Вместе с нами от компании ехало двадцать человек, поэтому мы не боялись оказаться в негиковском окружении.

В пятницу, день отъезда, выяснилось, что едем старым добрым плацкартом, а ведь почти отвыкли. Опуская описание всех прелестей путешествия, хочу сказать, что следующее утро для нас наступило в 4 ночи, когда добрый проводник стал всех шпынять: "сдаём бельё".

В 5:10 мы уже стояли на мокрой от дождя платформе, до отправления автобуса было почти два часа, и мы решились на небольшую пешеходную экскурсию по городу.

Однако, есть что-то интересное в ночной западной столице...

Долго ли, коротко ли, но мы вышли к rendezvous point в назначенные 7 утра, чтобы по наставлению провожатого представителя турфирмы "занять лучшие места в автобусе". Ха-ха, конечно же, никакого автобуса там не оказалось, и мы еще успели сгонять в "МакДак" за чаем и простояли почти полчаса в предрассветном мокром холодке, ожидая, пока наша двухэтажная скотина не подогнала свой фюзеляж к гостинице.

Как только открылись двери, начался махач за второй этаж: зрелищ хотелось всем, но к схватке одни были подготовлены лучше, чем другие. Мы, на удивление, оказались в форме и застолбили места наверху. Юху!, как сказала бы Пелагея. Второй этаж действительно создавал необычную перспективу, позволяя заглядывать в кабины к дальнобойщикам и вскрывая обшарпанность всего, что выше первого этажа.

Уже на ходу у нас произошло знакомство с менеджером поездки Лесиком и экскурсоводом Властой. Лесик малость смахивал на фолк-музыканта, а пани Власту мы с самого начала заподозрили в легкой неадекватности. В свое рваное повествование она все время вплетала паранормальные истории, заостряла внимание на сомнительных легендах. А уж ее варианты толкования топонимов - это не передать.

После выезда за город нас ждал пятичасовой переезд в Закарпатскую область. Переезд через горы был умеренно живописным, беря во внимание блеклость окружающей действительности из-за солнца, лениво купающемся в осеннем затянутом тучами небе. Хорошо, что дождь остался во Львове.

Карта Закарпатья: Ужгород, Мукачево, Берегово, Рахив, Ясиня, Свалява, Иршава, Хуст...

Пришли в себя мы уже в Ужгороде, когда нас выкинули из теплого автобуса на главную  площадь, где полным ходом шел фестиваль молодого вина. "У вас есть два часа, чтобы пообедать и надегустироваться", напутствовал Лесик и скрылся среди бело-синих палаток, предлагающих разную винодельческую продукцию.
Город УжГород

Выпросив пару пластиковых стаканчиков, мы cделали несколько кругов по месту, вкушая дары Бахуса.

Винороб-Ковач

Мёдт

Фестиваль в разгаре

На душе сразу стало тепло, но желудок требовал других подношений, и мы двинули искать обед. Поесть в центре Ужгорода, это только звучит просто, мы с трудом нашли пошарпанного вида столовую, где на удивление неплохо готовили. Заведение предлагало три первых блюда: борщ, бограч и боб-левеш. Наш выбор пал на бограч, острый мясной супчик, немного напоминающий нашу солянку. Как оказалось в дальнейшем, выбор был верный, потому что боб-левеш (фасоль на молоке), мы попробовали на обратном пути (ну и гадость).

Бывшая синагога, нынешняя филармония

Крестовоздвиженский кафедральный собор

Свадьба-свадьба... Девушка, у вас что-то в волосах запуталось!

После обеда Власта протащила нас экспресс-экскурсией по центру, захватив ужгородский замок, и мы выехали на ночёвку. В описании тура место отдыха значилось как "усадьбы зеленого туризма". На деле оказалось, что нас завезут в село и, разделив между селянами, расквартируют в жилых домах вместе с хозяевами. Типа, в гости. Деурбанизация на одну ночь.

Стеклянных животных делают тут же

Карикатура за 5 минут

Ужгородский замок

Как в старой сказке

По дороге мы подобрали пани Шарлотту, организатора нашего поселения. Она рассказала про местные традиции и образ жизни. Хутор Четфалва расположен практически на границе с Венгрией, его жители живут по венгерскому времени, многие не говорят по-русски или украински. Значительную часть местного промысла составляют экспорт рабочей силы в Венгрию и виноделие. Вино есть в каждом доме и стоит на столе, как компот. А у хорошей хозяйки всегда на особом счету паприка, она идет в основу супов, используется в зажарках, подается на стол, как закуска. Местные из паприки, наверно, даже варенье варят. Еще интересно, что некоторые здешние церкви увенчаны не обычными крестами, а фигурками петушков или ёжиков.

Когда же будет ужин?

Под увлекательный рассказ пани Шарлотты мы и не заметили, как автобус стал парковаться у четфалвской церкви. Радушные селяне встретили нас местным вином и сливовым самогоном. И тут начался делёж...  (Продолжение)