воскресенье, 15 августа 2010 г.

По следам Пелагеи


Она улетела, но обещала вернуться. Ночью. В понедельник. 

А завтра она будет в Иркутске! Впереди: музеи декабристов, музеи жён декабристов, музей Ленина, озеро Байкал, пик Черского, деревня Большие Коты, КБЖД и прощальный взгляд на Ольхон...

Путевые заметки от автора ждем в сентябре, а пока учим матчасть в википедии.

1) Ржем с бабра.

Кошка? собака? выдра? а в зубах красное полотенце?

Нет! Это веселый бабр на гербе Иркутска задрал червленого соболя!



2) Удивительный Байкал.

Максимальная глубина озера — 1642 м, средняя — 744 м.

Длина береговой линии — 2100 км.

Температура воды летом на поверхности — +9.

В Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых являются эндемиками.

Если всю воду, содержащуюся в Байкале (23 615 км³), разделить на всех граждан России (142 млн. человек), то на каждого придётся около 166,4 тыс. кубометров воды, что составляет примерно 2773 железнодорожных цистерн по 60 тонн каждая.

3) КБЖД - Кругобайкальская железная дорога — уникальный инженерный памятник начала XX века. Введена в эксплуатацию в 1905 году.


По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом — на баржах, зимой — на гужевом ходу по льду). Ввиду сложного рельефа берега, подавляющая часть маршрута дороги проложена в тоннелях либо на искусственных полках, вырубленных в скале; откосы дороги укреплены подпорными стенками.

На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ, а также было проведено земляных работ по объёму, примерно равному 400 вагонам.

В настоящее время КБЖД имеет длину 89 км маршрутом Слюдянка-2 — Култук — Маритуй — Байкал. Используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м, 15 каменных галерей и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи Кругобайкалки уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала века.

При строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон.

4) Французский садовник Монье выращивал в теплицах пальмы, затем пересаживал саженцы в глиняные горшки и отправлял для продажи в Англию. Горшки в дороге бились, пальмы погибали. Садовник терпел большие убытки. Однажды раздосадованный Монье решил слепить кадку для пальмы из цемента. Он взял две деревянные бочки и поместил их одна в другую, а промежуток между стенками залил цементом, получив бетонную тонкостенную бочку. Для большей прочности он заключил её в каркас из железных стержней, а потом для красоты покрыл каркас тонким слоем жидкого цемента. После затвердения новая бочка оказалась на редкость прочной, и Монье был выдан патент на изобретение. Это случилось в 1867 году, который принято считать годом изобретения железобетона как универсального несгораемого строительного материала. Окрылённый успехом, он принялся за поиски других областей применения изобретённого материала: в 1877 году Монье запатентовал железобетонные железнодорожные шпалы, в 1880-83 годах — железобетонные перекрытия, здания, балки, своды, мосты.

В XX веке железобетон является наиболее распространённым материалом в строительстве.

5) Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме является первой в России железобетонной церковью (1913-1916).

любую прогулку по википедии нужно завершать вовремя. спокойной ночи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий