воскресенье, 23 октября 2011 г.

День 1. Пекин

<<Китайские путешествия>>

Уже в центре пересели с аэро-экспресса на метро и поехали до нашей станции Дунсы (Dongsi). Метро в Пекине, как и киевское, дешевое и имеет фиксированную стоимость – 2 юаня за проезд до любой станции. Вместо жетонов используются пластиковые карты, которые выдаются в кассе или в автомате на входе и изымаются автоматически турникетом на выходе. Вроде бы еще карточка может быть использована на входе только той станции, где она куплена и только в тот же день. То есть накупить карточек "впрок" не получится. Другая неприятная особенность китайского метро: при входе на любую станцию служба безопасности будет просвечивать рентгеном ваши вещи, как в аэропорту.

Наш хостел "161" находился в хутуне Лиши (Lishi hutong). Хутунами в Пекине называются узкие улочки трущобного типа. Наш хутун вонял настолько ярко, что вошел в наш речевой обиход как ругательное слово, правда тогда мы произносили его как "хутонг".

Типичный вид в хутунах

Достаточно быстро заселились. Молодые китайцы за стойкой были приветливы и сносно говорили по-английски, хотя и с очень специфичным акцентом. Помимо всяческих объявлений, висела бумажка "штраф за разъедание дуриана в комнатах 200 юаней". Один из повальных приколов китайских отелей: они добавляют 15% налогов к стоимости комнаты и всегда берут депозит 100-200 юаней за ключ (который возвращают при чек-ауте, если вы не потеряли волшебную квитанцию). Наши комнаты фактически оказались в подвальном этаже, а ванная/туалет была отдельно и общая на весь этаж. Кто жил в общаге, тот оценит. Кстати, на букинге это значилось как shared bathroom, будьте бдительны, товарищи путешественники!

После заселения на тот момент у нас был один неотложный вопрос: билеты в Шанхай. Еще дома мы решили, что хотим ехать туда на скоростном поезде, но купить билеты китайской железной дороги в онлайне просто невозможно. Зато мы читали, что многие отели предоставляют услуги за небольшую комиссию. Пока часть нашей компании меняли деньги в банке, мы дождались парня-китайца с некитайским именем Майк, который заведовал всяческими турами. Майк пришел, мы заказали у него билеты на послезавтра. На удивление, это получилось быстро и безболезненно. Сами билеты стоили по 555 юаней плюс по 30 с билета ушло то ли Майку, то ли курьеру за доставку. Другим важным вопросом оставалась поездка на Великую Китайскую Стену, но за это Майк хотел каких-то безумных денег, и мы отказались.

Позавтракали в малопривлекательном кафе напротив хостела. Английский там был совсем на нуле, поэтому мы просто тыкали в картинки и мычали. На картинках среди прочего были жареные утиные клювы и суп с синими ногами неопознаного животоного или птицы. Обошлись просто суп-лапшой с грибами и еще какой-то ерундой. Чай заказать не осилили, вернулись в хостел и почаевали там, потом забросили вещи в комнаты и отправились в центр.

Полиция. Иероглифы буквально означают "общественный уют"

В этот день по плану должен был быть Запретный Город – резиденция китайских императоров. Добираться туда было неблизко, но нарочно пошли пешком, чтобы поглубже окунуться в местную атмосферу. И так, хутун за хутуном, мы стали приближаться к центру. По первому впечатлению, на улицах, в принципе, чисто, несмотря на то, что у китайцев не считается неприличным плевать и сморкаться прямо на тротуар. Также мы готовились к плотному смогу прямо в городе, но на наше счастье всё было ясно, и дышалось свободно. Надписи везде были 80-20 в пользу иероглифов, хорошо хоть указатели улиц оказались продублированными. Кажется, читали, что до недавней олимпиады и этого не было. Движение в Пекине это, конечно, атас: такое чувство, что светофоры поставлены для понта, а по шкале приоритетов движения пешеход считается последним бесправным чмом. Единственный способ выжить при переходе по “зебре”, это повторять за местными. Говорят, в Индии страшнее. А вот за что китайским коммунистам можно поставить памятник, так это за уличные туалеты: они бесплатные, более-менее чистые, и их реально много. Разве что унитазов там нет, squatting position, так сказать – привет из Совка.

Еще одна особенность, которую мы заметили в первый же день: почти все китайцы носят с собой легковесные прозрачные термоски с зеленым чаем. Со стороны выглядит психоделично, особенно, когда раскрывшиеся чаинки похожи на червячков. Мы в конце этого безумного путешествия тоже позарились на такой термос.

Церковь св. Иосифа

Первым храмом в Пекине, который мы увидели, на удивление оказалась вполне себе христианская церковь св. Иосифа, однако внутрь мы заходить не стали, пофоткали и прошли мимо. Через пару минут ноги вынесли нас на главную пешеходную и торговую пекинскую улицу Ванфуцзин (Wangfujing). Там помимо прочего, мы попытались в туристическом центре пробить такси до Стены, но нас там обломили ценой под две тысячи юаней. Заглянули мельком на улицу снеков. Среди снеков преобладали скорпионы на палочке, жареные пчелы и всякая прочая нечисть.

Ванфуцзин

Снеки :)

Через несколько кварталов мы вышли на главную площадь Пекина, и по совместительству самую большую площадь мира, площадь Тяньаньмэнь (Tian'anmen). Википедия подсказывает, что по размерам Тяньаньмэнь в двадцать раз больше Красной Площади. Оценить эти исполинские масштабы нам было очень сложно по двум причинам: во-первых, там было очень многолюдно, во-вторых, мы сразу оказались в углу площади рядом с входом в Запретный Город и пошли внутрь. Центральным входом в этот дворец (а теперь музей) служат Врата Небесного Спокойствия (что и есть дословный перевод Тяньаньмэнь), над порталом которых висит огромный портрет Мао.

Врата Небесного Спокойствия

Сам по себе императорский дворцовый комплекс, как и предшествующая ему площадь, огромен, вы можете оценить размах придворных архитекторов, открыв карту Пекина и приблизив самый ее центр: вот эти несколько значков музеев, окруженные прямоугольником из воды, это и есть Запретный Город. Для справки, ширина его рвов – 54 метра.

Внутри Запретного Города

Эпические размахи

В музее нас по счастливому случаю заангажировал китаец Кевин, который обещался организовать нам микроавтобус для поездки на Великую Китайскую Стену всего за сто юаней с человека на следующий день. Решив, что это наша судьба, мы согласились. Оставили свой телефон и договорились выехать в 7 утра от нашего отеля.

Фирменные китайские скаты крыши
Чем больше животных на скате, тем круче человек там жил

Знаменитая драконья стела, вырезанная из цельного куска мрамора

По дворцу бродили три часа, переходя из павильона в павильон, рассматривая памятники зодчества и декоративных искусств. Было красиво, но утомительно. Под конец Запретный Город оставил двойственное чувство: с одной стороны, как памятник человеческому тщеславию, он космичен и нереален, с другой стороны, может быть, сказался джет-лаг, но нам все это показалось каким-то чудовищным копи-пейстом: множество однотипных зданий и двориков, отличающихся только незначительными деталями или размерами. Те же крыши, те же ступеньки, все параллельно и перпендикулярно.

Вездесущие китайские львы
С одной стороны всегда  лев с лапой на шаре, с другой  львица с львенком

Если южный вход в Запретный Город предстал перед нами величественными воротами Тянь'ань, то северный вход запомнился своими калеками: кривые, косые, безногие и безрукие. Все корчатся, танцуют или поют и просят подаяние. Не для слабонервных.

Черепаха  тоже популярное животные для изображения

Кстати, небольшая историческая справка. Собственно, почему дворец называется запретным: раньше простолюдины и иностранцы во дворец не допускались и, наоборот, китайские правители всю жизнь проводили во дворце, не покидая его стен, за исключением единственного дня в году, когда император или императрица отправлялись на молебен за урожай в Храм Неба. Горожанам в это время предписывалось оставаться дома и держать окна и двери закрытыми.

Крыши, крыши, крыши

Так, первый день стал близиться к концу, а мы, зарядившись разнополярными эмоциями, стали двигать в сторону ночлега, высматривая по дороге, где бы поужинать. Всю дорогу до нашего хутуна почему-то попадались одни супермаркеты и магазины для художников, но ничего похожего на ресторан. Поэтому мы забурились в первое приличное на вид место по соседству с нашим хостелом.

Там мы прониклись классной китайской традицией: когда китайцы едят компанией, они заказывают несколько блюд на всех и едят из общих тарелок. Особое место отводят столу, который зачастую имеет круглую стеклянную столешницу в центре, которую можно вращать, чтобы дотянуться до любой тарелки. За небольшим исключением все было вкусно, но очень остро: китайцы помешаны на красном перце, чесноке и имбире! Итого весьма плотный ужин на шестерых обошелся нам в достаточно скромные по украинским меркам двести юаней.

Перед сном прогулялись в ближайший супермаркет, чтобы купить еды на завтрашнюю "Стену". По пути видели дядьку, который на улице продавал живых черепах, у него их был целый чемодан.

<<Китайские путешествия>>

1. Штраф за распитие дуриана -- это пять :)

2. супер!!!
    а мне понравилось про синие неизвестные ноги на картинке ))))