суббота, 22 августа 2009 г.

Украинская южная железная дорога ввела услугу доставки билета в поезд при заказе через интернет. При оформлении услуги "Доставка билетов в поезд" пассажир должен указать фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта (удостоверения личности) для каждого документа, по которому он получит проездной документ в поезде.

На этапе внедрения услуги выбраны скоростные поезда NN161/162 и 163/164 сообщением "Харьков-Киев".

----

Порассуждаю, в чем сложность, почему сразу не ввели эту услугу, да и сейчас только на 2х рейсах.

При заказе билета пассажир вводит полное имя и номер паспорта, приходит с этим паспортом на посадку. Получается, проводник должен знать эти данные, т.е. иметь таблицу: Личные данные - вагон, место.Вроде ничего сложного, перед посадкой нужно проводнику выдать такую таблицу.

Однако представим себе поезд Симферополь-Владивосток. Поезд уже вышел, в пути пару дней. А я в Новосибирске заказываю по интернету билет на этот поезд. Как проводнику получить свежие данные во время пути следования? На каждой станции специальный человек будет пробегать по всем вагонам и раздавать новые данные? А если остановка всего 2 минуты?

Как-то это непросто выходит в наших реалиях.

Единственный хороший вариант - снабдить всех проводников каким-то специальным девайсом, пользуясь которым он сможет всегда получать свежие данные.

Девайсы-то нужно с умом разработать, а главное, потратить на это кучу денег. А зачем, если все по-старинке работает?

Короче, оказывается, утыкаемся в деньги.

У вас есть какие-то соображения, как дешево сделать так, чтобы пассажиру было достаточно паспорта для проезда в поезде?

11 комментариев:

  1. Наверное проще всего продавать пассажиру код, и по этой информации распечатывать билет в кассе непосредственно перед посадкой. Для проводников ничего не поменяется, для пассажиров в принципе тоже, за исключением очереди в кассе [автоматизация: специальные автоматы, которые по введенному коду и имени распечатывают билеты].

    ОтветитьУдалить
  2. Не обязательно каждому проводнику выдавать какой-то девайс для связи с космосом. Можно выдать только бригадиру поезда, а он будет распечатывать или писать от руки на бланке нужную информацию и приносить проводникам перед остановками. Правда, этот вариант не отличается надежностью -- малейшие неполадки у бригадира и хана всей затее.

    Есть другой вариант. Пассажиру, чтобы сесть в поезд в любом случае нужно попасть на вокзал. Тогда можно на вокзале организовать специальные кассы, которые будут заниматься только выдачей оплаченных через инет билетов. Желательно печатать их заранее, чтобы исключить технические проблемы, из-за которых человек может просто не попасть на свой поезд.

    Кассы лучше делать совсем отдельные, потому что, если сделать получение билетов в обычных кассах без очереди, это черевато мордобоем :)

    Да, тогда получается, что хранилище билетов должно быть общим для этих касс. Здесь еще лучше подходит вариант от alexk, но он подвержен другой проблеме -- что если в автоматах закончится бумага или пропадет электропитание?

    ОтветитьУдалить
  3. UPD: невнимательно читал -- если можно отпечатать код не только у автомата, но и в кассе, то надежность вполне достаточная :)

    ОтветитьУдалить
  4. Специальные кассы, которые выдают билет -- это как раз то, что придумала ЖД. И сейчас это работает именно так. Но люди недовольны, чтобы нужно еще где-то на вокзале искать место, где получить свой билет.

    Одно дело, когда ты уезжаешь из родного города, другое - когда из незнакомого. У меня бы не было спокойно на душе, если бы я знала, что мне нужно за полчаса-час до выезда на незнакомом вокзале найти кассу с интернет-билетами или автомат.

    ОтветитьУдалить
  5. Самым дешевым и более-менее робастным способом будет система, рассылающая проводникам SMS. Учитывая, что телефоны есть у всех, что связь на станциях есть в 99% случаев, что проводников на вагон всегда двое и что обеспечить постоянную зарядку несложно, даже с переброской из сети в сеть в той же России, задача вполне решаемая.

    Перегистрация новых номеров и другие всякие форс-мажорные случаи так же могут быть обработаны через эту систему. Технически, спроектировать и реализовать такой SMS-сервис не очень сложно.

    ОтветитьУдалить
  6. Предлагаю update на схему предыдущего оратора.

    Пользователь покупает в интернете билет, сам распечатывает e-ticket. Там есть специальный код, номер вагона, вагон, место, фамилия пассажира.

    Проводник вас пускает в вагон по e-ticket-у и паспорту. Но в случае 2х человек, претендующих на одно место, или других форс-мажорных ситуаций проводник может свериться c SMS данными: code - фамилия - место.

    Или даже так: проводник при посадке берет в руки распечатанный e-ticket, вводит sms, к примеру:
    4533#ticked_code. Получает фамилию, поезд, вагон, номер места. Сверяет фамилию с e-ticket и с вашим паспортом.

    ОтветитьУдалить
  7. >>Здесь еще лучше подходит вариант от alexk, но он подвержен другой проблеме -- что если в автоматах закончится бумага или >>пропадет электропитание?

    Тогда люди пойдут в кассы. Нужно учесть, что автоматы можно установить далеко не на каждой станции (особенно на мелких), поэтому в случае, если их нет или они не работают - пассажир идет в кассу.


    >>Специальные кассы, которые выдают билет -- это как раз то, что придумала ЖД. И сейчас это работает именно так. Но люди недовольны, чтобы нужно еще где-то на вокзале искать место, где получить свой билет.

    Насколько я знаю сейчас в них нужно брать билеты заранее, те прийти прямо перед отправлением и получить билет по-моему не получится.

    >Самым дешевым и более-менее робастным способом будет >система, рассылающая проводникам SMS. Учитывая, что телефоны >есть у всех, что связь на станциях есть в 99% случаев, что >проводников на вагон всегда двое и что обеспечить постоянную >зарядку несложно, даже с переброской из сети в сеть в той же >России, задача вполне решаемая.

    Далеко не везде в России есть SMS покрытие, к тому же работа проводников сильно возрастет, придется ведь эти SMS выписывать и проверять по списку кодов. К тому же у всех разные операторы, те надежность такой системы - это время бесперебойной работы самого ненадежного из них, то же самое применимо и к покрытию. И придется раздавать мобильные телефоны тем, у кого их нет, или кто не хочет пользоваться личным по каким-либо причинам.

    >Проводник вас пускает в вагон по e-ticket-у и паспорту. Но в >случае 2х человек, претендующих на одно место, или других >форс-мажорных ситуаций проводник может свериться c SMS >данными: code - фамилия - место.

    Ну тогда пусть проводник лучше сам посылает SMS запрос, если такая ситуация возникнет, у него будет значительно меньше ненужной работы, когда ему не придется обрабатывать все SMS перед поездкой. Если еще ввести очень большой штраф за попытку безбилетного проезда - то эта схема работать будет, но плохо, причина изложена в ответе выше.

    Вообще видется мне, что такая схема не должна дополнительно нагружать проводников. Как вам вариант, когда пассажиру приходит SMS с подтверждением, которую он показывает на своем телефоне при входе. Надежность такой схемы заключается в сложности подделки номера SMS, откуда приходят сообщения, по крайней мере для простых граждан

    ОтветитьУдалить
  8. Раз уж у нас пошел такой брэйншторминг, есть решение, не требующее наличия связи с "центром" - генератор ключей на стороне сервера (интернет) и валидатор ключей у проводника. Естественно, как и любой keygen, рано или поздно будет сломан. Этому можно противостоять, меняя алгоритм генерации регулярно и сажая хакеров на долго :)

    ОтветитьУдалить
  9. Как ты себе представляешь валидатор ключей у проводника без необходимости иметь специальный компьютер, или вычислять хэши и другие операции, которые трудно проделать моментально в уме? ;)

    ОтветитьУдалить
  10. @alexk: Когда говорил о валидаторе, я имел в виду программно-аппаратное обеспечение. Конечно, никто не будет заставлять считать контрольные суммы на бумажке :) Смысл в том, что обеспечение всех проводников наладонниками со считывающим устройством (камера / штрих-код сканнер) будет на порядок дешевле обеспечения всех рейсов связью с центром.

    ОтветитьУдалить
  11. Доказано практикой: в Европе проводники ходят со специальными устройствами наподобие наладонников и тихо ругаются на онлайн-билеты :)

    ОтветитьУдалить