четверг, 2 апреля 2009 г.

Оборотни в широком смысле слова из покон веков сосуществовали рядом с человеком в его страхах, мифах, литературе; и до сих пор благодатная тема трансформации безжалостно эксплуатируется научной и ненаучной фантастикой, компьютерными играми. Более узкое понятие, означающее превращение человека в животное, называется териантропией, вульгарное превращание в волка — ликантропией. Неудивительно, что наиболее пропиаренными для нас являются именно волки, широко распространенные ранее в Европе и несущие настоящую опасность для человека. Думаю, статистически из столкновений с природным миром встреча с волками была наиболее частой причиной отхода в небытие жителей деревень тех времен. Ликантропами пугали детей, они мерещились пьяницам, а святой отец по воскресеньям предавал их проклятьям, утихомиривая прихожан. Второе широко известное имя, данное оборотням-волкам — вервольфы, приставка wer(were) в старо-английском означала принадлежность слова-носителя к мужскому роду; вероятно, со временем слово утратило свое буквальное значение, ведь вервольфами могли называться и женщины-оборотни.

Еще одним интересным примером териантропов являются гибриды — полулюди-полуживотные, такие как кентавры и русалки (50/50), а также египетские боги (человеческое тело с головой млекопитающего или птицы). В повериях старой Европы возможностью менять форму нередко наделялись и вампиры, их излюбленным животным обликом была и остается летучая мышь.

В свое время азиаты тоже были не прочь затронуть эту тему, и у каждой народности сохранилось немало легенд про оборотней. Я остановлюсь только на японцах, как на представителях весьма контрастной для нас культуры. Интересно, что в японских сказаниях упоминаются по крайней мере четыре вида оборотней, но есть одно принципиальное отличие от традиционной европейской трактовки, в которой превращение человека в животное либо связано с целью улучшения различных физических качеств (силы, выносливости, возможности плавать или летать), либо является непроизвольным (например, в полнолуние).

Итак, основной формой японского канонического оборотня является животное, обладающее умением принимать человеческий облик с целью одурачивания людей с различной персональной выгодой. Кицунэ (лиса) — представлена как умное животное, обладающее магическими способностями и нередко изображаемая с несколькими хвостами (до девяти, чем больше хвостов, тем более взрослая и мудрая особь). Лиса лисе — рознь: одни лисы терроризируют и обманывают людей, другие — служат им верными охранниками и советниками. Баканеко — кот со сверхестественными способностями, умеющий ходить на двух ногах и обращаться человеком. Обычный кот может стать баканеко, достигнув определенного возраста или размеров, а может просто отрастить хвост определенной длины, тогда хвост раздваивается, и его обладателя называют некомата. Кошачья магия не такая безвредная, как думается: они умеют создавать огненные шары, оживлять мертвецов и даже пожирать хозяев, занимая их место. Третьими идут тануки (енотовидные собаки) — веселые и проказливые, хотя и недалекие мастера трансформации. Замыкают четверку мудзина — барсуки, алчные любители превращений с целью овладения чужими материальными благами, отличаются умением оборачиваться безликими людьми.

На этом я заканчиваю сей экскурс. Для тех, кого заинтересовала эта тема, пара ссылок: аниме Пом-поко, повествующее о нелегкой борьбе тануки с людьми, вырубающими их леса; короткое видео про осьминога-имитатора и сногсшибательная сова-трансформер!

Комментариев нет:

Отправить комментарий